English

Узбекистан

Узбекистан. Театр.

Театральная жизнь современного Узбекистана пестра и многообразна. Каждый вечер гостеприимно распахивают двери зрительных залов 35 государственных профессиональных театров, в том числе два театра опе ры и балета (в Ташкенте и Самарканде), 10 музыкально-драматических, театры кукол. В Ташкенте, Самарканде и Фергане работают русские драматические и музыкальные театры.

Среди ведущих театров республики: Академический узбекский театр им, Хамзы, Государственный Академический Большой театр им. А. Навои, Академический русский драматический театр Узбекистана, Ташкентский театр музыкальной комедии (оперетты), Узбекский музыкальный театр им. Мукими, театр "Ильхом", Республиканский театр юного зрителя.

Естественно, что большинство театров расположено в Ташкенте. В них ставятся спектакли на узбекском и русском языках, сосредоточены интересные режиссерские и актерские силы. Такие театры, как Театр драмы им. А. Хидоятова, "Ильхом", Молодежный театр Узбекистана справедливо считаются экспериментальными. С успехом продолжают традиции корифеев узбекской сцены М. Уйгура, А. Хидоятова,

Ш. .Бурханова, С. Ишантураевой, Н. Рахимова и многих других нынешние поколения Академического театра имени Хамзы. Искусство мастеров Государственного Академического Большого театра оперы и балета имени А. Навои известно далеко за пределами страны.

С обретением Узбекистаном независимости усилился интерес к культурному наследию, духовным сокровищам народа. В сценическом искусстве отчетливо выделились тенденции, тесно переплетенные с происходящими в стране изменениями. Театр обращается к драматическому наследию писателей Чулпана, Фитрата, А. Кадыри, осмысливает события, факты и личности отечественной истории в контексте новой социальной реальности. Вместе с тем, театр ведет усиленные поиски театральности в обращении к народным истокам и традициям национальной художественной культуры, осваивает "смеховой мир" узбекского народа, его площадную зрелищную стихию.

Ярко и образно эти поиски отразились в спектаклях "Проделки Майсары", "Искандер" (Театр им. А, Хидоятова), "Сохибкироп Темур", "Чимилдик" (театр им. Хамзы), в постановках "Там, где плачут лошади" (ТЮЗ), "Путешествие в Ташкент" (Ферганский областной театр), "Созвездие Омара Хайяма" (Молодежный театр), в спектаклях по ранним пьесам Хамзы и "Шейх Санан" каршинских театров-студий "Мулокот" и "Эски мачит".

Театры активно реагируют на возрастающий интерес общества к жизни и деятельности крупнейших личностей отечественной истории. Ставятся такие исторические пьесы, как "Мирзо Улугбек", "Алишер Навои", "Амир Темур", "Тумарис", "Нодирабегим", "Бобур","Собир Термези", "Алпамыш" и другие. В целом ряде спектаклей отразился пристальный интерес искусства и общества к более близкой истории -к жизни Туркестана начала века - интереснейшему в историческом, культурном, социально-психологическом планах периоду.

Отдаленная во времени и прежде отчуждавшаяся от общественного сознания эпоха обретает полнокровную жизнь на театральной сцене в условиях снятия идеологических лимитов на ее художественную интерпретацию.

Расширение круга новых идей, возрастание сценической культуры в ее современном понимании повлекли за собой стилевую "чистоту", жанровое многообразие режиссерских и актерских решений. Импровизационная карнавальная стихия, изысканная стилизация, приемы "бедного театра", интерес к трезвому драматическому видению событий и образов - лишь некоторые признаки обновления поэтики современной узбекской сцены. Новая режиссерская генерация активно ищет непроторенные пути развития, обновления старых театральных форм, стремится выйти за рамки привычной прозаической повествовательности, ведет поиски синтеза уходящей в глубь столетий духовной культуры, национальной ментальности с образностью современной сцены.

В лучших спектаклях узбекский театр постоянно обращается к богатейшим традициям национальной музыки, литературы, изобразительного искусства, архитектуры. Так, в спектакле "Великий шелковый путь" Театра им. А Хидоятова режиссер Б. Юлдашев и художник Г. Брим средствами музыки, пластики, хореографии, света и цвета синтезировали образ стран средневекового Востока, по которым пролегал Великий шелковый путь. И каждая из этих стран, будь то Китай, Индия, Иран, Центральная Азия, пленяет своей тайной.

Опора театрального искусства на лучшие культурные традиции, возвращение на сцену этнографии, фольклора, национального быта, ритуалов - одно из направлений современного узбекского театра, которое проявилось в ряде спектаклей последнего времени, вт.ч. и в постановке Театра имени Хамзы "Чимилдик" (реж. Т. Азизов и М. Абдуллаева).

Вместе с тем на сценах театров Узбекистана в настоящее время идут не только спектакли по пьесам и инсценировкам прозы узбекских авторов, но и классические произведения Софокла, Шекспира, Мольера, О. Уайльда, А. Стринберга, Ж. Кокто, Э. Ионеско, Дж. Стейнбека, Ф. Дюрренматта, Шолом-Алейхема, других зарубежных писателей прошлого и современности.

Театры Узбекистана успешно гастролируют за рубежом. Только в последние годы в различных фестивалях в Германии, Франции, Словакии, Индии, Египте, Польше, Италии, Бельгии, Палестине, США участвовали театры "Ильхом", им. А. Хидоятова, им. Хамзы, театр кукол, детский театр-студия "Хаел", театр-студия "Мулокот", Ферганский областной театр. В 199В году Молодежный театр принимал участие в авторитетом театральном форуме - третьем международном фестивале им. А. Чехова в России.

Очень популярны и такие, как крупнейший фестиваль стран Центральной Азии "Навруз", международный фестиваль "Восток-Запад", фестиваль "Ильхом - XX ", ежегодные фестивали па лучший спектакль, смотры-конкурсы лучших актерских работ, фестивали театров кукол, фестиваль театров Ташкента "На весеннем перекрестке".

Современный театр убедительно демонстрирует гармоничное развитие культуры Узбекистана - культуры уникальной, бережно хранящей свою самобытность, но незамкнутую в национальных пределах, щедро дарящую миру духовные ценности и открытую к восприятию лучших достижений человечества.

Подготовку квалифицированных театральных кадров - режиссеров, актеров, сценографов, хореографов, артистов балета, вокалистов, музыкантов, искусствоведов ведут Государственный институт искусств им. М, Уйгура, Консерватория им. М. Ашрафи, Высшая школа национального танца и хореографии, Институт культуры им. А. Кадыри. Фундаментальным изучением истории узбекского театралы юго искусства от истоков зрелищных форм до современного театрального процесса занимается отдел театра и хореографии Научно-исследовательского института искусствознания Академии художеств Узбекистана.

Южная Африка - Информация о ЮАР и Чемпионате мира по футболу 2010