English

Узбекистан

Узбекистан.
Изобразительное искусство.

В 16-17 вв. значительных успехов достигло искусство рукописной книги и переплетное дело. В Самарканде и особенно в Бухаре достигла расцвета среднеазиатская школа миниатюры. Появляются жанровые композиции.

Во 2-й половине 19 в. - начале 20 в. изобразительное искусство постепенно проникает в быт узбекского народа, сначала в форме торгово- рекламной печатной продукции, позднее - журналов и книг. Наметился переход к непосредственно изобразительному искусству, нарушавшему вековые традиции, требовавшие обязательных, обусловленных религиозным культом, орнаментальности и символической стилизации.

В начале 20 в. развивались плакат и графика, в т.ч. газетно-журналыная и книжная. Значительную роль в формировании национальных художественных кадров сыграли художественные школы, созданные в Ташкенте, Самарканде и др. городах, возникали первые художественные организации,

Мастера узбекской живописи создают полотна на современную и историческую темы, причем преобладает жанр современного портрета. С конца 30-х годов как самобытный пейзажист-лирик выступает У. Тансыкбаев. В этот период проявляются прогрессивные направления в развитии скульптуры.

В 50-х годах в узбекской живописи преобладали жанровые полотна и пейзажи (У. Тансыкбаев, Н. Карахан, Р. Тимуров). Наряду с мастерами старшего поколения (А. Волков, П. Беньков, Н. Кашина и др.) успешно выступали А. Абдуллаев, С. Абдуллаев, В. Евенко, М. Набиев, В. Жмакин, Р. Фадеев и др. Наиболее полно раскрываются возможности Р. Ахмедова в искусстве портрета и жанрово-лирической картине. Картины М. Саидова всегда проникнуты глубоким психологическим и драматическим содержанием. Замечательна пейзажная живопись Н. Кузыбаева.

В 70-х годах широкую известность получили произведения Б.Джалалова, Д. Умарбекова с его высокими по мастерству, проникнутыми чувством возвышенной поэзии композициями. Серия портретов Р. Чарыева, Б. Бабаева, остро чувствующего красоту национальной культуры и бытового уклада; Ю. Талдыкина, Е. Мельникова, В. Бурмакина и др. В монументальном искусстве плодотворно работали Ч. Ахмаров, А. Ган, И. Липене и др. Интенсивно развивалась станковая скульптура.

90-е годы стали временем важнейших исторических перемен, временем формирования нового духовного пространства, в котором идея самоутверждения народов региона, возрождения их национальных корней является важнейшей. Происходит всестороннее постижение богатого наследия, коренная трансформация в художественном сознании молодых мастеров. Сложности, противоречия развитая живописи в республике неизбежны и естественны на таком исторически важном этапе.

1 2 3