English

Узбекистан

Узбекистан.
Декоративно-прикладное искусство.

Государство придает большое значение перспективам ковроткачества на всех уровнях - снятие налогообложения на ремесленническую, в т.ч. и ковровую продукцию, создание системы обучения ковроткачеству планируется в структуре учебных заведений Академии художеств Узбекистана.

Шелкоткачество. Возрождение шелкоткачества в Узбекистане связано с деятельностью акционерного общества "Маргиланхан-атлас" и предприятия "Ёдгорлик". Сегодня восстановлено производство таких видов национальных тканей, как шохи бекасам, адрас, бахмаль, атлас, хан-атлас. Возрождаются старинные традиционные узоры, особое внимание уделяется восстановлению натуральных красителей.

Маргиланские ткачи для придания блеска атласам и муаровых переливов адрасам и бекасамам применяют лощение с использованием яичных белков и дальнейшим отбиванием ткани деревянным молотком.

Шелковые ковры. Производство шелковых ковров возрождается в Самарканде. Здесь создано узбекско-афганское совместное предприятие "Афган-Бухара-Самарканд", главная цель которого - изладить выделку шелковых ковров в Узбекистане. Весь производственный процесс - размотка коконов, изготовление красителей, окраска нитей и наконец тканье - протекает на самом предприятии. Используются только натуральные красители местного происхождения -зеленые корки ореха, граната, марена (руян), цвет живокости желтой (испарак).

овры ткутся на вертикальных и горизонтальных станках. Размеры в пределахЗ на 1,5 м. Плотность плетения-от 600-800 тыс. до 1 млн. 200 тыс. узлов на 1 кв.м, длина ворса не превышает 2 мм. Шелковая нигь идет и в основу и в уток ковра. Готовый ковер необычайно тонок и одновременно прочен. Качество работы очень высокое, но главное - это декоративная характерисгика самого материала, то, за что и ценится так высоко шелковый ковер. Производятся шелковые ковры и в Бухаре.

Лаковая роспись. В возрождении лаковой росписи, традиции которой были полностью утрачены, используется технология палехской и восточной миниатюрной живописи. Лаковой росписью украшаются в основном небольшие разнообразные шкатулки, пеналы для ручек и карандашей. Роспись выполняется натуральными красителями, вымешанными на яичном желтке.

Ювелирное искусство в Узбекистане имеет давние традиции, Из века в век мастера-заргары создавали уникальные по своей красоте ювелирные изделия. Во второй половине 20 в, ювелирное ремесло перешло в систему промышленного производства, что привело к некоторой стандартизации и унификации ювелирных изделий, стилизаторству, постепенному упрощению и искажению традиционных форм украшений, отказу от некоторых видов технологии.

В последнее десятилетие возрождаются культурные традиции, восстанавливаются утраченные формы изделий, появляется возможность работы с драгоценными металлами, прежде всего с серебром. Синтез канонических норм красоты и индивидуальной творческой трактовки способствует дальнейшему развитию традиций, обогащению золотого фонда народной культуры.

1 2 3 4